Хроники третьего тысячелетия (alliruk) wrote,
Хроники третьего тысячелетия
alliruk

Categories:

Университеты в истории России (Вишленкова в "Русском журнале")

Оказывается, пропустил перед Новым годом интересную беседу с Еленой Вишленковой в "Русском журнале" о роли университетов в истории России.

Если автор сознательно не переносит современные проблемы в прошлое, то оказывается: многое, что нас сегодня огорчает или заботит, было актуально и в XIX веке:


...министерские чиновники, получившие в управление «ученые сословия», заставили их подчиняться единым нормам бюрократической жизни. И сделали это не через законы или манифестацию, а просто распространив на университеты правила канцелярского делопроизводства. И всё. После этого профессора перестали ощущать себя цивилизаторами Востока или жрецами храма наук. Каждый профессор, постоянно вовлеченный в составление бесконечных отчетов, ведомостей, таблиц, денежных книг, каталогов, указателей, меморий, начинал ощущать себя чиновником просвещения, овладевать языком канцелярий
...

должен ли университет готовить государственных служащих. С точки зрения государства Нового времени ответ был однозначным – да. И плохо, если получая финансирование от государства, профессора упускали часть «проплаченных» воспитанников и они уходили из государственной сферы. С точки зрения общественных интересов – нет. Если есть сферы негосударственной жизни, в которой университетский воспитанник может реализоваться, то в чем тут проблема? И чем шире эти сферы, тем меньше университеты ощущают себя поставщиками винтиков для государственной машины.
...

Изучение исторического опыта позволяет понять истоки слабости корпоративной культуры в российских университетах и выявить зоны, где было возможно взаимодействие и вневедомственная солидарность. Для России таким пространством была наука. Участие в международных научных обществах, стажировках, экспедициях, проектах давало отечественным ученым вожделенное чувство свободы и достоинства, выход за пределы чиновной идентификации. Выступая в этом сотрудничестве от лица «русской науки», они понимали грань между представительством и универсализмом науки. Научная солидарность с «равными» в других университетах России и мира обеспечивала выход за пределы национальных проектов и противостояла тенденции к капсулированию университетов. Чем слабее такая солидарность и научная мобильность, тем сильнее происходит замыкание университетского сообщества. Оно неизменно сопровождается снижением профессиональных стандартов, установлением культа местночтимых ученых. Это тоже солидарность, но построенная по другому типу. Объединенные ею люди категорически не желают участвовать в мировом движении идей.


Tags: государство, гражданское общество, история, университет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment