Хроники третьего тысячелетия (alliruk) wrote,
Хроники третьего тысячелетия
alliruk

Categories:

Российско-американские сюжеты

Ну, давайте, что ли, еще про Сталинградский тракторный и его американских строителей и наладчиков.

Про вклад американцев в индустриализацию в целом писали уже многие; я уже затрагивал истории Фрэнка Хонея и Роберта Робинсона. Сегодня чуть подробнее.

В мае 1929 года между советской внешнеторговой организацией Амторг и фирмой "Альберт Кан Инкорпорейтед" был заключен договор о проектировании и консультировании строительства тракторного завода в Сталинграде.

Официальное название Амторга – «Амторг Трейдинг Корпорейшн» – советское торгпредство, уполномоченное представлять в США интересы ВСНХ и др. советских органов, имевших какие-либо экономические интересы в Америке. Будучи созданным 1 мая 1924 г., оно широкую деятельность развернуло с начала 1925 г., осуществляя закупки оборудования и техники, связанные с оборонной промышленностью и снабжением РККА, а также привлекая необходимых специалистов.

За чертежи корпусов основных цехов: механосборочного, кузнечного и литейного - этой архитектурно-строительной фирме полагалось 130 тысяч долларов, в то время как каждый ввозимый из США трактор "International" платили в то время 2500 инвалютных рублей.


Альберт Кан (фото января 1939 года)
Небольшое отступление об Альберте Кане (1869-1942) и его методе. Он родился в Германии в семье раввина, а в 1880 году его родители эмигрировали в США. Архитектуре он учился в фирме Мейсона и Райса в Детройте. К началу ХХ века он уже возглавлял собственную фирму, специализировавшуюся на промышленном строительстве.

Альберт Кан предложил подход, диаметрально противоположный принятому в то время, – он пошел не от технологии к архитектурной форме, а от универсального пространства – к размещению технологии. Он придумал способ быстрого создания из стандартных деталей универсального строительного объема, в который затем мог вписываться, практически без проблем, любой производственный процесс.

Особенность его подхода заключалась в создании внутрицехового пространства за  счет крупноразмерной стандартной сетки пролетов на железобетонных или металлических колоннах, шагом 12х12 или 15х15 метров и подобным, кратным трем метрам. Типовым здесь было все – окна, фонари, двери, ворота, перемычки, водостоки, душевые кабины, подкрановые фермы, балки, колонны, фундаментные стаканы и проч. Все это не чертилось, не рассчитывалось и не изготавливалось применительно к каждому проекту, а выпускалось промышленным способом по определённым типоразмерам. Наличие сортамента готовых элементов отменяло потребность в подробных рабочих чертежах. Элементы лишь подбирались по каталогам и складывались воедино – таким образом «конструировались» проекты конкретных цехов, а из них, опять же, по стандартным схемам, «компоновался» затем и весь завод. Это давало большой выигрыш времени.

Общий чертеж завода. Обратите внимание на подпись в левом нижнем углу:
"...Алберт Каган, инк. Архитект. Детройт Миш. (Миш. - Мичиган, американцы произносят "Мишиган" - а.), С.Ш.С.А.

Фасады выполнялись условно – на них изображался не внешний вид, который был не очень-то и важен, а способ «раскладки» по наружной стене ее типовых элементов – оконных блоков, перемычек, дверных полотен, ворот и т.п. «Компоновочные», сборочные, монтажные чертежи быстро выполнялись в карандаше и размножались на светокопировальных машинах. Чертежи готовились и утверждались одновременно с рытьём котлована, строительные конструкции заказывались по телефону и доставлялись прямо к началу строительства. Американцы экономили не на расходе стали и бетона, а на снижении трудоёмкости всех видов работ и ускорении монтажа.
Было ли все это персональным изобретением Альберта Кана, или он лишь обобщил существовавший до него опыт, приведя его к единым принципам – не важно. Важно то, что в СССР в тот период ничего подобного не было. Именно поэтому в апреле 1929 г. руководитель Амторга С.Г. Брон подписывает с Альбертом Каном контракт о проектировании Сталинградского тракторного завода.

Сидят: Альберт Кан и председатель Амторга С.Г. Брон. Стоит справа Морис Кан.

В начале июля 1929 года на Тракторстрой прибыла группа инженеров из фирмы Альберта Кана. Ее возглавлял Джон Калдер, который только что закончил руководство строительством нового завода Форда в Детройте. В то время он был из немногих уникальных специалистов по строительству промышленных сооружений новейшего типа. Он выбрал Сталинград из нескольких предложений.

В середине июля советский директор строительства В.И.Иванов издает приказ: "Американского специалиста мистера Калдера назначить главным производителем работ по строительству завода. Его помощником утвердить мистера Суваджана".

 
Механосборочный цех начали строить 10 июля, это был огромный корпус площадью 44 тысячи квадратных метров, в котором должно было разместиться полторы тысячи единиц оборудования. Экскаваторов на стройке не было (как пишут в официальной истории завода, "Прибытие на строительство экскаваторов запаздывало"), поэтому котлованы копали вручную полторы тысячи землекопов.

"Я сначала огорчился, не увидев механизации. Но теперь понял, что с этими людьми можно работать - все будет ол райт!" - заявил Калдер Иванову, комментируя высокий темп работ.

В октябре на Тракторострой прибыл корреспондент "Правды" Н.Погодин (тот самый, будущий автор "Человека с ружьем" и "Кремлевских курантов"), именно эта стройка побудила его перейти от очерков к драматургии. Американец Калдер стал одним из героев первой пьесы Погодина "Темп" (1930). А в очерке он описал его внешность: на американце выгоревшие на солнце темно-рыжие штаны с большим задним карманом. Голубая рубашка с засученными рукавами, красный галстук, развевающийся на степном ветру, шляпа с широкими полями. Он ходит с двумя переводчицами, отдает энергичные указания.

А вот как вспоминал о нем десятник Солнышкин: "Работать нужно по чертежам и под руководством инженера. А инженер - американец и не умеет говорить по-нашему. Нашел международный язык - рисование. А потому рисовал американцу то, что мне непонятно, и ставил над рисунком вопросительный знак. Американец улыбался, находил в чертеже путаное место и указывал со словами "Ол райт". Вот и стало все понятно".
К февралю основные цеха были готовы, американские строители отправились строить другие заводы - в Харькове и Челябинске. Прощаясь с заводом, Леон Суваджян писал в заводской газете: "Я занимаюсь строительными работами с 1913 года и могу сказать с удовлетворением и гордостью, что эта стройка вполне равняется по темпу и точности с любой постройкой этого типа в Америке. Такие достижения в короткое время резко противоречат заключению о "матушке-России"". Суваджян станет главным прорабом строительства Харьковского тракторного завода и будет награжден орденом Ленина.

Джон Калдер, прощаясь, заметил: "Американские темпы русским людям вполне доступны, строительство основных цехов шло таким же темпом, какой бы и на фордовских заводах".

Проектировщики СТЗ получили гигантский заказ: в феврале 1930 года между «Амторгом» и Albert Kahn, Inc. был подписан договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в сегодняшних деньгах).

Поскольку полный список строек первых пятилеток в нашей стране не публиковался никогда, до сих пор неизвестно точное количество советских предприятий, спроектированных Каном, — чаще всего говорят о 521 или 571 объекте. В этот список, бесспорно, входят тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске...

Все проекты Альберта Кана в СССР, последовавшие за Сталинградским тракторным заводом, разрабатывались филиалом его фирмы, открытым в Москве и работавшим под руководством Морица Кана — брата главы компании. В этом филиале, носящем скромное русское название «Госпроектстрой», трудились 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. В то время это было самое большое архитектурное бюро мира.

В Сталинграде же необходимо было наладить и пустить все то оборудование, что доставили из США в новые корпуса завода. Первый директор СТЗ В.И.Иванов и его помощники отправились в Детройт и организовали там вербовку трехсот работников для нового завода.
Про вербовку и условия, предлагавшиеся американцам, я немного рассказывал в сюжете о Робинсоне.

Весной 1930 года первые группы американцев стали прибывать на СТЗ, некоторые были с семьями.
Разместились они в новых домах Нижнего поселка завода. Имелись для иностранцев ресторан, магазин Инснаба, врачебный пункт. Американцам, как гостям, было уделено максимум внимания на производстве и в быту: несколько облегченный режим работы, лекции, концерты, кино, танцы под джаз. Выпускалась газета на английском языке "Искра индустрии".
Так в Сталинграде образовалась самая большая в СССР американская колония, в 370 человек.

Американцы очень скоро разделились по политическим убеждениям, и, как водится, создали соответствующие организации. Уже в мае-июне 1930 года появился Американский комитет. В него входили антисоветски настроенные американцы, которые распускали слухи среди русских рабочих, что затея с заводом обязательно провалится. Члены Американского комитета устраивали забастовки, если, например, в магазине Инснаба не было каких-то продуктов или сигарет.

Противоположная по направленности организация тоже существовала - называлась она "КультТехПомощь СССР". Именно эти американцы в день пуска завода 17 июня 1930 года получили почетные грамоты и ценные подарки. В приветственной телеграмме по случаю пуска завода роль американцев отметил Сталин: "Благодарность нашим учителям по технике, американским специалистам и техникам, оказавшим помощь в деле построения завода".

Через год часть американцев уехала домой, некоторые подписали контракт на следующий год - уже на худших условиях, а несколько человек остались в СССР на всю жизнь.

Но в целом советское руководство начало сворачивать сотрудничество с американскими компаниями.

Сталин писал Кагановичу 25 августа 1931 г.: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя».
 
Источники:
Альберт Кан, архитектор индустриализации
Меерович  М.Г. Альберт Кан в истории советской индустриализации
Первый навсегда: 75 лет Волгоградскому тракторному заводу. Всем поколениям тракторозаводцев посвящается. Волгоград, 2005:
Tags: Российско-американские отношения, Сталинград, российско-американские отношения, субботнее, тракторный
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments